Архив
Сохранить у себя:

Правозащитник Виктор Травин обратился с открытым письмом в адрес ГИБДД России. Известный журналист просит провести работу с личным персоналом дорожной полиции, разъясняющую норму закона в отношении штрафов ГИБДД за «непропуск» пешеходов на зебре.

Зебра на протяжении всей советской и постсоветской истории являлась камнем преткновения во взаимоотношениях между автомобилистами, пешеходами и сотрудниками ГАИ / ГИБДД.Как, кого, когда и где пропускать? Определиться с этим настолько сложно, что функцию не получается доверить даже автоматической технике (см. нашумевшую историю с комплексом «Форсаж» (ссылка)).

Штрафы ГИБДД «за зебру» 2017 – уточнение на уточнении

Главный и актуальный до сих пор вопрос, касающийся нерегулируемых пешеходных переходов, связан с самим понятием «непропуск». Формулировку, как бы ее не уточняли в ГИБДД и судах высших инстанций, все равно остается крайне размытой.Напомним, согласно п. 14.1 ПДД, водитель, приближаясь к нерегулируемому переходу (зебре), обязан уступить дорогу пешеходу. При этом, если исходить из формулировки «уступить дорогу» (этот термин расшифрован в правилах), водитель должен прекратить движение только в том случае, если проезд машины может вынудить пешехода изменить направление движения или скорость. В 2014 году дополнительное разъяснение дал и Верховный суд (ВС): если траектории автомобиля и пешехода не пересекаются, то автомобиль может ехать дальше, не останавливаясь, - нарушением это не считается.

Штрафы ГИБДД «за зебру» 2017 – уточнение на уточнении

Заметим, что оба разъяснения ничего на самом деле не разъясняют. В первом случае сыр-бор образуется вокруг фразы – «может вынудить пешехода изменить направление движения или скорость». Определить, что именно повлияло на изменение направления пешеходом доподлинно невозможно – вибрирующий в кармане телефон, случайно оброненный бумажник, капли дождя на щеке или рев мотора проезжающего мотоцикла.С траекториями тоже не все складно. Определение гласит – «Траектория - это линия в пространстве, по которой движется тело, представляющая собой точек, в которых находилась, находится или будет находиться материальная точка при своём перемещении в пространстве относительно выбранной системы координат».

Штрафы ГИБДД «за зебру» 2017 – уточнение на уточнении

Из определения вообще-то следует, что все, или почти все объекты, движущиеся на планете, обладают пересекающимися траекториями. И, разумеется, траектории движения пешеходов и транспортных средств пересекаются на зебре, так как это перекресток потоков пассажиров и автомобилистов.

В настоящий момент в стране действует негласное правило, соблюдаемое 99% автомобилистов и дорожных полицейских – «нельзя проезжать зебру спереди от пешехода, коснувшегося дорожного полотна с соответствующей разметкой ногой». Его уверенно дополняет другая негласная норма «если поток пешеходов на зебре нескончаем, автомобилист должен пропустить 2-3 пешехода, сойтись глазами с сотрудником ГИБДД, и далее ехать, как ему заблагорассудится».Правила действуют, однако в силу своей негласности, могут нарушаться в любой момент. В крупных городах страны часто сотрудники ГИБДД стремятся выполнить план по штрафам и в конце смены цепляются к водителям по любому поводу. Зебра на этом фоне выглядит штрафным Клондайком, правила такие мутные, что притянуть их к конкретному нарушению проще простого. Особенно на гигантских пешеходных переходах, которые всегда полны людей и машин.

Штрафы ГИБДД «за зебру» 2017 – уточнение на уточнении

Виктор Травин выбрал одну из самых либеральных по отношению к автомобилистам трактовок правила о проезде зебры автомобилистами и попытался через заместителя начальника ГИБДД России Владимира Кузина добиться ее закрепления на уровне внутренних распоряжений МВД.

Штрафы ГИБДД «за зебру» 2017 – уточнение на уточнении

Перспективы начинания туманные, впрочем, письмо в очередной раз всколыхнуло общественную дискуссию вокруг норм ПДД.

Читайте также